Как живется белорусским дальнобойщикам под санкциями

Николай Михновец
Узнали у белорусского дальнобойщика о перспективах работы на фоне запрета грузоперевозок по территории ЕС. Решения есть, но они требуют временных и финансовых затрат, что в условиях кризиса создает дополнительные проблемы.
Как живется белорусским дальнобойщикам под санкциями
Фото: DROPERDER / shutterstock

О непростых временах в сфере грузоперевозок корреспондент Tochka.by поговорил с белорусским дальнобойщиком, которого запрет застал в процессе смены работы. Павел уволился еще до решения ЕС и уже согласовал детали в новой компании, но на фоне происходящего работодатель позвонил и попросил пока подождать.

Суть проблемы

В 2021 году рост рынка транспортных услуг в Беларуси показал 40% относительно предыдущего отчетного периода. Объем транспортно-логистических услуг оценили в 8,6 млрд. рублей. При этом 76% этого объема заняли международные перевозки, свидетельствуют данные Минтранса.

8 апреля Евросоюз утвердил очередной пакет санкций. С 16 апреля компаниям из России и Беларуси запрещено осуществлять грузоперевозки на территории ЕС. Под запрет попали в том числе транзитные рейсы.

Исключением являются перевозки фармацевтических и медицинских изделий, сельхозпродукции и продовольствия, в том числе пшеницы.

После ковида и беженцев в "Брузгах" очередной вызов усиливает вопрос выживаемости знаковой отрасли транзитного государства. Белорусские перевозчики несли убытки даже в последних рейсах из-за необходимости вернуть машины в Беларусь до 16 апреля.

Бизнес как всегда не спросили

По признанию собеседника, автоперевозчики взяли паузу. "Все разводят руками. Никто не ожидал, что решение будет принято так быстро без предупреждения. Были разговоры еще прошлой осенью из-за мигрантов. Для меня это дикость.

В этой ситуации также теряют западные перевозчики и потребители. Вы закрыли свой рынок, не даете завести нужное вам сырье и назад вывезти востребованную продукцию. Политики просто ввели запрет, не спрашивая бизнес", – сетует Павел.

Фото: GNU Free Documentation License / wikimedia
По его оценкам, в Европе, в первую очередь в Польше, в сфере грузоперевозок работает много частных компаний, и 70-80% контрактов завязано на российский рынок. Более того, по словам дальнобойщика, большинство грузов, в которых заинтересованы страны ЕС, доставляли именно белорусские и российские фуры.

Компания, в которой работал Павел, возила в Беларусь семена кукурузы из Франции и Германии. Предполагалось, что это входит в категорию исключений: ЕС разрешил перевозить гуманитарные грузы и сельхозпродукцию.

"Мы думали, что работы еще немного будет. Но оказалось, что возить можно только в Европу. Когда забирал трудовую, шеф рассказал, что машины везли семена, которые пришлось разгрузить во Франции и Германии. В итоге 3 тысячи километров проехали пустыми", – рассказал дальнобойщик, добавив, что это может привести к задержкам по зарплате и кредитным платежам, если, например, машина приобретена в лизинг.

Пути выхода

Транспортные компании вынуждены думать о перерегистрации автопарка в "третьей" стране или искать новые маршруты на Восток. Первое требует времени, второе подразумевает работу в условиях повысившейся конкуренции.

Российские перевозчики, также попавшие под ограничения, могут сосредоточиться на доставке груза внутри страны. Это приведет к большому числу предложений и снижению и без того относительно невысоких тарифов, что опять же скажется на прибыли.

Как отметил Павел, все просто на словах: вопрос формирования новых направлений займет не один день. Кроме того, не так просто найти нишу, когда рынок уже занят другими перевозчиками.

А что перевозчики?

Журналист Tochka.by обратился в ряд транспортных компаний (как мелких, так и крупных) с вопросом, как они планируют преодолевать трудности. Запросы остались без ответа. 

"Проблемы решаем. Интервью не даем. Извините," – написал оператор в специальной форме на сайте одной из фирм.

Как показывает практика, больше возможностей в преодолении подобного кризиса у перевозчиков-гигантов. Транспортно-логистические услуги в формате международных перевозок предполагают формирование весомого парка автомобилей и создание юридических лиц в разных странах.

Казахстанские фуры можно использовать для доставки грузов в Европу, а машины, зарегистрированные в Беларуси, переориентировать на Восток. Крупные игроки могут предложить клиентам мультимодальные перевозки, когда цепочка включает, например, транспортировку по железной дороге или по морю.

>>>"На рынке полный хаос": что сейчас происходит в сфере грузоперевозок

Как отреагировала белорусская сторона?

Беларусь приняла ответные меры, но обозначила исключения: европейским фурам разрешили ездить через определенные пункты пропуска в специально установленные места для разгрузки и перецепки. То есть белорусские машины могут включаться в процесс уже на территории своей страны и довозить грузы в пункты назначения.

Но возникает вопрос, как организовать все технически, когда множество грузовиков соберется в не приспособленных для этого местах. Предполагается, что по согласованию с Минтрансом государственный таможенный комитет будет расширять список возможных точек "перехвата" грузов.

Что делать дальнобойщикам?

Ситуация может привести к новой волне оттока кадров на Запад. Но Павел подчеркнул, что устроиться на работу в Европу не так просто. Необходимо оформить специальное разрешение, которое стоит около 800 евро. 

И даже если расходы возьмет на себя потенциальный работодатель, оформление документов займет несколько месяцев, тем более, если количество желающих увеличится.

"Последние два года, начиная с ковида, постоянно возникают какие-то ограничения. Если раньше в эту профессию шли, чтобы заработать и что-то еще отложить, то сейчас живешь от зарплаты до зарплаты", - признается Павел.
Сменить работу в Беларуси собеседник решил из-за лучших условий по оплате труда. Отечественные дальнобойщики зависят от километража: сколько проехал – столько получил. Но в условиях, когда неделями стоишь на границе, сложно говорить о стабильном заработке.

По словам дальнобойщика, некоторые компании ввели правило, что если ты за рейс не преодолел нужное расстояние, фирма доплачивает, чтобы обеспечить минимальный заработок – 50 евро в сутки. К слову, чтобы получить 1500 евро в месяц нужно преодолеть 12 тысяч километров. Расстояние сверх этого принесет больший доход.

Павел назвал главную объективную причину, по которой не уезжал работать за границу раньше: в условиях разъездной работы он мог на неделю-две заехать домой, чтобы побыть с супругой и маленьким ребенком. А, например, в Литве, по словам собеседника, нужно отработать минимум шесть недель, что тяжело даже морально.

Поэтому выбор делается в пользу семьи, хотя, по признанию собеседника, если ситуация не изменится, именно ради близких придется принимать радикальные меры.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram.

Читайте также:
  • Отдых за 300$: как белорусу летом бюджетно съездить на море
  • Границ снова нет: как белорусам быстро и дешево попасть в Россию
  • Открытые границы: как белорусу в 2022 году выехать в страны Балтии или Польшу
  • Загрузка...

    Нет больше страниц для загрузки

    Нет больше страниц для загрузки