Самое инстаграмное место столицы на ближайший месяц – Дворец искусства на Козлова. Там вечером в пятницу, 3 мая, открылся фестиваль "Арт-Минск".
Всего 200 авторов и 450 произведений, неподготовленному зрителю будет тяжело.
Tochka.by дает свои рекомендации, на кого стоит обратить внимание в этот раз.
Арт-тусовка
Когда-то "Арт-Минск" имел статус международного. К 2024 году эта приставка из названия фестиваля исчезла.
Пожалуй, впервые за последние годы выставочный проект обходится без каких-либо заметных скандалов. И нельзя сказать, что от этого "Арт-Минск" проигрывает.
Если в 2020 году (а следом еще пару лет) художественный мир трясло от политики и острых социальных тем, то сейчас авторы сосредоточились на искусстве. Ну или люди, делающие отбор, сосредоточились на нем.
Говорят даже, что в этот раз попасть на фестиваль было довольно сложно: смотрели не на имена, а непосредственно на работы.
А оценить их пришла все та же арт-тусовка, что и в минувшие годы.
Достойно лучших галерей
Абсолютно музейного качества работы представила Зоя Литвинова. Живому классику уже 85 лет, ее картины – в лучших собраниях не только Беларуси, но и России, Италии, США, а также десятка стран.
Зое Васильевне уже незачем кому-то что-то доказывать. Она все еще в строю. В этот раз на выставке она представила работы 2008–2014 годов. Хотя на арт-рынке можно встретить и более поздние картины Литвиновой.
Прямо в музей мог бы отправиться и диптих Всеволода Швайбы "Врата Хатыни".
Вряд ли картину такой силы можно было бы вывесить в какой-либо гостиной. Но ее, кстати, вполне реально купить – всего Br12 600.
Практически под каждой работой есть QR-код, по которому можно узнать цену. Художникам тоже надо как-то жить, не только творчеством же.
Любимцы публики
Впрочем, гораздо чаще считывания QR мобильные снимали селфи. Фото на фоне картины – основное. Без него с "Арт-Минска" уходит редкий гость.
Самая востребованная в этом смысле работа – "Ворота города" Маргариты Манис.
Холст, масло, 130х200. Такого размера картина абсолютно роскошно смотрелась бы на стене пентхауса в Монако. Чтобы там еще сильнее скучалось по Минску – всего-то Br42 000.
Постоянные посетители "Арт-Минска" сразу же отправлялись на поиски Алеси Скоробогатой.
Мышонок на ее натюрморте – уже классика. Но хотите котика или сову – пожалуйста.
Цены на новые работы Скоробогатой не объявлены, но при желании их купить исходите где-то из Br20–25 тыс.
К Алесе как по тематике, так и по живописной манере все ближе становится Алесь Богданов.
Фотореализм – искусство, требующее много времени и мастерства. Итого: Br13 300.
Но тут покупателями могут стать не только коллекционеры, но и, к примеру, модные рестораторы.
Для дома и души
Среди посетителей "Арт-Минска" традиционно много модной молодежи.
Подобрали несколько вариантов для условной гостиной в "Новой Боровой или "Минск Мире".
Skolyshev уже демонстрировал своих красных девушек в Минске в 2020 году. Потом прокатился с ними по Китаю и Франции, и вот они снова на родине.
За это время ценник на работы подрос – картины, выставленные на "Арт-Минске", можно купить за Br1500.
Не изменяет своей живописной манере и Федор Бажин: цветные линии и ракурс сверху (Br2550).
Вполне хорош и Иван Семилетов, за плечами которого участие в десятках выставочных проектов. Его работы есть в Национальном художественном. Могут оказаться и у вас, цена вопроса – какие-то Br1155.
Любители графики весьма ценят Федора Шурмелева. Его триптих обойдется в Br3635.
Если хочется немного выйти за рамки холст/масло/акрил, есть варианты и из железа.
Владимир Гормаш выставил две очень глубокие работы – Br2250 каждая.
Присмотритесь также к молодому дарованию из Мозыря – Анастасии Чадий. Ей всего 26, но она несколько лет подряд раз за разом выдает на "Арт-Минске" интересные произведения в разнообразной технике.
"Цветик-семицветик" (Br1500) – керамика и витражное стекло – смотрится весьма свежо.
На арт-рынке сложно предсказать, будет дорожать или дешеветь тот или иной автор.
Начинающим коллекционерам советуют обращать внимание на бэкграунд художника, следить за его развитием. Только изучив это, можно предположить: останется ли человек в искусстве через год или десять лет. А для этого и стоит ходить на "Арт-Минск".
Ну и заодно поддержать художников: не покупкой картины, так хотя бы голосованием – каждый посетитель на выходе традиционно может отметить трех понравившихся ему персон.
Кстати, "Арт-Минск" работает в Дворце искусства до 9 июня.
Мировой контекст
В 2024 году Беларусь не участвует в стартовавшей Венецианской биеннале – своего рода Олимпийских играх современного искусства.
И если сравнивать "Арт-Минск" и La Biennale di Venezia, то по глазам сразу же бьет разница в контекстах и подходах.
Главная тема выставки в Венеции – "Foreigners Everywhere" (можно перевести как "Чужестранцы повсюду") – отражает не только широкую географию участников (87 национальных павильонов), но и их часто маргинализированное положение в обществе.
На "Арт-Минске" же все свои. Те, кто не ударился в эмиграцию – внешнюю или внутреннюю.
Современное искусство вне Беларуси сегодня неразрывно связано с политикой и становится средством критики социальных, культурных и политических проблем.
В Венеции художники борются за внимание аудитории, а журналисты делают ставки, кто завоюет Гран-при. PR-службы крупнейших галерей готовят публикации о своих авторах в топовых мировых медиа.
На "Арт-Минске" лучшим промо будут девушки, которые занимают очередь перед картиной для селфи.
Конечно же, участие в национальных или мировых событиях такого уровня автоматически увеличивает цены на работы художников – разумеется, сопоставляя масштаб. В Венеции нет QR-кодов с цифрами, в этом смысле "Арт-Минск" выигрывает. Но это отнюдь не точно: просто разные подходы.
Главное, что художники двигают искусство и решают живописные задачи.
>>> Афиша мероприятий и билеты – на afisha.tochka.by