Место силы: как появился и обновлялся Мирский замок

Николай Михновец
В четверг, 18 апреля, отмечается Международный день защиты памятников и исторических мест. Tochka.by рассказывает, как восстанавливали один из самых знаковых архитектурных и исторических объектов Беларуси.
Место силы: как появился и обновлялся Мирский замок
Фото: Николай Михновец / Tochka.by

На территории Беларуси было около сотни замков. Но, так как их главной функцией была защита, сохранились лишь самые стойкие.

Комплекс в городском поселке Мир с XVI века участвовал во многих войнах, был неоднократно поврежден, но в итоге дожил до наших дней.

Сегодня это самая очевидная точка в маршрутах путешественников по нашей стране.

Tochka.by рассказывает, как возник замок и как его старались возродить и сохранить.

Всему свое время

Ученые выдвигают разные версии появления Мирского замка. И одна из них предполагает личные амбиции одного из магнатов.

Юрий Ильинич хотел утвердиться на наследственных землях, за которые вел судебную тяжбу с Литовором Хрептовичем. Только после смерти последнего он сумел отстоять право на территорию – и закрепил его знаковой постройкой.

В пользу этой версии говорит и тот факт, что до XVI века в Великом княжестве Литовском даже очень зажиточные паны обычно обходились деревянными укрепленными дворцами. Тут же собственник решил возвести масштабный комплекс из кирпича и камня.

К. Русецкий, "Замок в Мире", сер. XIX в. Фото: mirzamak.by

В 1569 году в силу естественных жизненных перипетий замок перешел к роду Радзивиллов, после чего, по сути, случилась первая серьезная реконструкция объекта. В частности, был пристроен трехэтажный дворец.

После войны 1812 года на этапе условного хозяйствования Витгенштейнов руины замка столетие оставались нетронутыми.

Рисунок Наполеона Орды, 1876 год. Фото: wikipedia.org

В конце XIX века исторический объект выкупил князь Николай Святополк-Мирский, и уже его сын Михаил в 1920–1930-е годы решил восстановить комплекс, инициировав фактически второй весомый этап обновления.

Восстанавливали и по интуиции

После того, как на стыке веков, в 2000-м, памятник архитектуры внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, он прошел серьезную реставрацию, которая завершилась в 2010 году.

Ее идейные вдохновители хотели максимально сохранить аутентичность, которую, впрочем, каждый мог понимать по-своему. В частности, по возможности оставляли трехслойную готическую кладку.

Но обеспечить подлинность во многих местах удалось лишь внешне. Обустроить апартаменты и ресторан в восточном корпусе было невозможно без нового инженерного оборудования, систем канализации и отопления.

Архивные фото Мирского замка. Фото: mirzamak.by
Архивные фото Мирского замка. Фото: mirzamak.by
Архивные фото Мирского замка. Фото: mirzamak.by
Архивные фото Мирского замка. Фото: mirzamak.by
Архивные фото Мирского замка. Фото: mirzamak.by
Архивные фото Мирского замка. Фото: mirzamak.by
Архивные фото Мирского замка. Фото: mirzamak.by
Архивные фото Мирского замка. Фото: mirzamak.by
Архивные фото Мирского замка. Фото: mirzamak.by
Архивные фото Мирского замка. Фото: mirzamak.by

А, например, при работе с северным корпусом, который задумывался как экспозиционный, строители вынуждены были действовать интуитивно, поскольку проектировщики не везде могли предусмотреть вскрывшиеся особенности.

Например, если своды первого и второго этажей – циркульные, то на третьем они – крестовые, весьма сложные в изготовлении. И иногда действовать приходилось по ситуации.

Мирский замок, 1987 год. Фото: Евгений Козюля / Фотохроника ТАСС

В соответствии со старинными чертежами были изготовлены деревянные балочные перекрытия, лишь в некоторых местах добавили металлические скобы. Найти в Беларуси дерево для 18-метровых стропил было непросто, но нужную сосну все же отыскали в Новогрудском лесхозе (не менее историческом месте для Беларуси).

Кровлю восстанавливали по сохранившимся документам. Впрочем, замок неоднократно перестраивался, поэтому говорить о четком отражении конкретной эпохи сложно. Ведь к первоначальным элементам готики и Ренессанса постепенно добавились черты барокко и романтизма.

А новое время дарило и новые стройматериалы. Вот и в современном Мирском замке под черепицей Северного корпуса скрывается сложная конструкция в переплетении обрешетки, утеплителя и пароизоляции.

Реставрация Мирского замка, 2005 год. Фото: wikipedia.org

Не обошлось и без возникших вопросов пожарной безопасности. Раньше замок отапливался каминами и печами. Проект по аналогии предполагал размещение десяти изразцовых печей. Но сотрудники МЧС не только запретили их использовать (в итоге там стоят муляжи), но и потребовали перекрыть все дымоходные каналы в простенках.

Споры о вечном

Реализованный проект вызвал критику среди некоторых специалистов. Замечания были и у главного архитектора – научного руководителя объекта Дмитрия Бубновского.

"По непонятным причинам бывший заказчик (Национальный художественный музей Республики Беларусь) в 2007 году решил изменить утвержденную Коллегией Министерства культуры научную концепцию и тематико-экспозиционный план музеефикации замкового комплекса «Мир» <…> Проектирование музейной экспозиции было поручено ОО «Белорусский комитет ИКОМОС». Пользуясь особой протекцией заказчика, организация, проигнорировав мнение и задания генпроектировщика, реализовала свой собственный подход к проблеме эстетического решения нововведений", – писал специалист в журнале "Архитектура и строительство".

У искусствоведов были вопросы к самой экспозиции, которая, по их оценкам, напоминала школьный музей, поскольку залы были заполнены копиями и случайными предметами, не характерными для эпохи и стиля.

Внутри замка. Фото: Николай Михновец / Tochka.by

"Белорусы могут гордиться тем, что в Несвиже и Мире тоже есть это гармоническое единство среды, ландшафта и восстановленных ансамблей. Теперь встала проблема бережного отношения как к экстерьеру замка, так и его интерьерам. Их уникальная стилистика – готика, ренессанс, барокко, классицизм, эклектика, модерн – требует очень осторожного внедрения минимального числа подлинных экспонатов", – высказывалась в 2012 году в "Архитектуре и строительстве" доктор искусствоведения, профессор Надежда Высоцкая.

Вопрос в том, как к этим аспектам относиться обывателю. Наверное, как к еще одному историческому факту, характерному для конкретной эпохи, в которой не обходилось без межведомственных "разборок" и перетягивания одеял.

По гороскопу – овен

Естественно, такое древнее место не обходится без мифов и легенд. У Мирского замка их много, в том числе и заставляющих трепетать.

Одна из самых популярных и спокойных – про баранью голову. Ее как будто можно увидеть на южной стене. Объяснить этот выступ никак не могут, поэтому сочинили красивую легенду. Говорят, Мирский замок будет стоять до тех пор, пока на нем есть данный оберег.

Баранья голова. Фото: planetabelarus.by

Кажется, талисману можно довериться. Как никак, строение дожило до наших дней.

И каким бы ни был клубок противоречий на этапе реконструкции, исторический объект уже сыграл определенную культурологическую роль в настоящем за счет фестивалей и музыкальных вечеров.

А чтобы окунуться в особую атмосферу замка, даже необязательно изучать исторические факты и заходить внутрь. Достаточно просто погулять вокруг и оценить красоту величественного объекта.

Мирский замок. Фото: Николай Михновец / Tochka.by

В отсутствие в стране таких природных достояний, как море и горы, рукотворные замки выглядят хорошей альтернативой для отдыха и моральной перезагрузки.

Где это делать, как не в месте под названием Мир?

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки